Гуманитарный институт: История

Студент-историк овладевает рядом навыков, необходимых каждому для достижения успеха: умеет аргументированно отстаивать свою точку зрения, обрабатывать и систематизировать информацию, придавать значение деталям, удерживая при этом контекст. Три базовые кафедры направления истории (археологии и этнографии, отечественной истории и всеобщей истории) позволяют студентам выбирать специализацию в рамках самого широкого спектра исторического знания, а небольшой набор студентов дает возможность для творческой и персональной работы преподавателей с каждым из них. Студенты-историки постигают закономерности всемирного исторического процесса, что позволяет лучше понимать современные социальные и политические явления.

Почему именно гуманитарные науки в НГУ?

Специализации
Отечественная история
Всеобщая история
Археология и этнография
Приоритетной тематикой выступает изучение места и значения Сибирского региона в российском историческом процессе. Работают два научно-образовательных центра – «Историческое сибиреведение» и «Динамика и опыт российских социокультурных трансформаций». Преподаватели направления читают лекции по истории Отечества, отечественной историографии и источниковедению, истории отечественной культуры, истории Сибири, вспомогательным историческим дисциплинам. Студенты имеют возможность ознакомиться с новейшими работами российских и зарубежных историков по той или иной проблематике, открыть для себя множество интереснейших источников, позволяющих воссоздать картины далекого или недавнего прошлого.

Научная работа ведется, прежде всего, в области истории древнего мира и средних веков. Основные направления специализации: история и социология культуры, история духовной жизни эпохи Античности, Средних веков и Возрождения, религиоведение. В рамках специализации изучаются социально-политическая история и культура Древнего Египта, Древней Греции и Рима, история Западной Европы в средние века, история просветительской мысли в Европе в новое время, политическая история Западной Европы, Северной Америки и Азиатско-Тихоокеанского региона на современном этапе. В рамках специальности студенты не просто получают углубленное представление о всеобщей истории, но и получают существенный стимул для освоения древних и современных европейских языков.
Подготовка проходит по нескольким тематическим блокам, которые включают более 10 специальных дисциплин по археологии и этнографии. Основные направления этой специализации – археология Сибири, Дальнего Востока, Центральной и Восточной Азии, Тихоокеанского побережья; социальные и экономические структуры древних обществ; история военного искусства народов Центральной Азии; первобытное искусство, этнография народов Сибири. Эти курсы преподают ведущие исследователи в области археологии и этнографии Сибири и Дальнего Востока, руководители научных школ «Археология Южной Сибири и Центральной Азии», «Археология Западной Сибири» и «Археология Северной Азии». В программе обучения предусмотрены производственные практики и летние полевые школы, которые позволяют освоить приемы экспедиционных работ и новейшие методы лабораторных исследований археологического и этнографического материала.
Стипендиальные
программы для
первокурсников
Для поступивших по результатам
олимпиад или с высокими баллами ЕГЭ
Стипендиальные программы для первокурсников
Для поступивших по результатам
олимпиад или с высокими баллами ЕГЭ
Обучение
На направлении «История» преподают действующие исследователи. Это дает возможность студентам знакомиться с проблемами и успехами исторической науки «из первых рук», самим включаться в творческую работу и развиваться в интересующем направлении. В ходе научной специализации студенты имеют возможность работать в лучших библиотеках страны, в сибирских и столичных архивах, ездить в археологические и этнографические экспедиции по разным районам Сибири и Дальнего Востока. Они также активно участвуют в научно-исследовательских программах и грантах, научных конференциях, стажировках в ведущих зарубежных и российских научно-образовательных центрах.

В рамках направления археологии и этнографии проводится «Сибирская археологическая полевая школа», ориентированная на обучение студентов и аспирантов новейшим технологиям и практическим навыкам полевых, экспериментальных и камеральных археологических исследований. Площадками для практических работ студентов-археологов являются научно-исследовательские стационары Института археологии и этнографии СО РАН «Денисова пещера» в Алтайском крае и «Тартас» в Венгеровском р-не Новосибирской области. На территории стационаров расположены камеральная, реставрационная, антропологическая и палеонтологическая лаборатории, а также вся необходимая для проведения постоянных исследований инфраструктура. На протяжении всех 40 лет археологического изучения Денисовой пещеры сотрудники института археологии и этнографии вместе со студентами исторического отделения ГФ принимают самое активное участие в работах. Денисова пещера – опорный памятник эпохи палеолита, известный своими антропологическими находками. Именно здесь найдены останки ранее неизвестной группы гомининов – денисовцев, что полностью перевернуло предыдущую модель эволюции.
Дисциплины
Основа исторического образования – классическая система знаний, которая формируется базовыми дисциплинами – археология, этнография, отечественная и всеобщая история, – а также специальными курсами. Студенты слушают курсы лекций целого спектра разнообразных «отраслевых» историй – политической, военной, культурной, религиоведческой, экономической, демографической и др. На факультете есть десятки специальных курсов по выбору.

Профессиональная подготовка дополняется инструментами интеллектуальной деятельности, такими как иностранные (европейские) языки, современные информационные технологии. Студенты проходят производственные практики в археологических экспедициях от Сахалина до Кавказа, в архивах и музеях, приобретают навыки и опыт работы в научных коллективах.

Общегуманитарные, социальные и экономические дисциплины

Латинский язык, Основы экономической теории; Основы правоведения; Основы религиоведения; Политология; Русский язык и культура речи; Философия; История общественно-политической мысли России; История общественно-политической мысли Европы; История европейской культуры: культура древности и средневековья; История европейской культуры: культура нового и новейшего времени; Политические институты и политические процессы в современной России; Современные международные отношения; Основы музееведения; Менеджмент историко-культурного наследия; Методика преподавания истории; Физическая культура и спорт; Безопасность жизнедеятельности

Математические и естественнонаучные дисциплины

Концепции современного естествознания; Информационные технологии в гуманитарных исследованиях; Основы палеонтологии; Палеоэкология человека; Технологии информационно-аналитической работы

Исторические дисциплины

Введение в специальность; История (история исторического знания); История Древнего Востока; История Древней Греции и Рима; История стран Востока; История средних веков; Новая история; Новейшая история; Отечественная история; История Сибири XVI–XIX вв.; История Сибири XX вв.; Историография отечественной истории; Историография истории Европы; Экономическая история; Основы археологии; Археология каменного века; Археология палеометалла и раннего железного века; Археология железного века; Археология средневековья; Археология зарубежных стран; История отечественной археологии; Наскальное искусство Евразии

Иностранный язык

По выбору: Английский язык; Немецкий язык; Французский язык

Методология и методы исторических исследований

Источниковедение; Вспомогательные исторические дисциплины; Методы исторических исследований; Основы консервации и реставрации археологических и этнографических коллекций; Экспериментальная археология; Полевая археология; Керамика как археологический источник; Письменные источники по древней и средневековой истории Северной и Центральной Азии

Антропологические дисциплины

Основы антропологии; Основы этнологии; История первобытного общества; Историческая демография; Этногенез, этническая история и этнография народов Северной Евразии; Миграционные процессы в истории; Погребальная обрядность в древних обществах

Практика

Археологическая практика; Архивная практика; Комплексная палеоэкологическая практика; Преддипломная практика; Научно-исследовательская работа студента; Курсовая работа; Государственный экзамен; Подготовка и защита выпускной квалификационной работы
Видео
Практика
Археологическая практика
Архивная практика
Археологическая практика – уникальная возможность, которая открывается перед студентами-историками. Она проходит на базе научно-исследовательских экспедиций, проводимых как самостоятельно кафедрой археологии и этнографии, так и совместно с Институтом археологии и этнографии СО РАН. Практика обязательна для студентов-историков первого курса и для студентов-археологов всех курсов. Длительность – 24 дня.

Практика студентов-археологов носит комплексный характер и позволяет за годы обучения приобрести опыт археологических исследований объектов различных типов и различных уровней сложности. Если практиканту-историку, который не собирается продолжать свою карьеру в области археологии, необходимо освоить базовые навыки полевых археологических исследований за короткий срок, то студент-археолог должен вникнуть в огромное количество нюансов, связанных со спецификой различных типов памятников, хронологической, географической и культурной спецификой археологических объектов, с которыми ему придется работать в дальнейшем.
Архивная практика – важнейшая составляющая профессиональной подготовки студентов исторического направления. Она проходит на базе крупнейшего регионального хранилища документов – Государственного архива Новосибирской области в течение 15 дней. Практика обязательна для студентов второго курса бакалавриата исторического отделения. На архивной практике студенты приобретают навыки работы с основными видами исторических источников, а также знакомятся с разными сторонами деятельности архивного учреждения.
80 000
рублей в семестр*
История

Обществознание / Иностранный язык

Русский язык
Места
Стоимость
Экзамены
30
Бюджет
Проходной балл в 2020 году
231
*Стоимость указана за 2020-2021 уч. год


Поступление из Казахстана

Итоги приема прошлых лет
Инфраструктура
Кампус НГУ — место для реальной жизни
Где работают выпускники
Среди выпускников направления «История» есть ученые Сибирского отделения РАН, преподаватели высшей и средней школы, работники государственных и коммерческих учреждений, библиотек, архивов, музеев, турфирм, средств массовой информации, рекламных агентств, бизнесмены. В управленческой сфере на государственной и муниципальной службе растет ценность исторической аналитики, поэтому выпускники направления «История» высоко востребованы в политике. Историки получают качественное разностороннее гуманитарное образование, широкий кругозор и навыки работы с информацией. Знание и понимание исторических процессов позволяет оценивать актуальные события, формулировать задачи и проблемы, стоящие перед государством и обществом в целом. Некоторые выпускники продолжают образование и работают в зарубежных университетах Европы, Азии, Америки, защищают степень PHD, преподают за рубежом.

Евгений Сазонов, '01
Заместитель председателя, директор департамента по науке и образованию исполнительного комитета Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Сибирское соглашение», кандидат исторических наук


«Для меня НГУ и родной гумфак остались очагом интеллектуальной свободы и символом неисчерпаемых возможностей самореализации»

Читать полный отзыв
Евгений Мездриков, '05
Главный редактор сайта «Тайга.инфо»


«Для меня люди, с которыми я учился, были единомышленниками»

С 2002 по 2005 год работал корреспондентом на независимом новосибирском телеканале «НТН-4», сотрудничал с различными федеральными и сибирскими изданиями, такими как «Коммерсантъ», «Газета.ру», «Время новостей», «Континент Сибирь».

Читать полный отзыв

Константин Пономарев, '04
Референт Представительства Фонда имени Фридриха Эберта (Германия) в Новосибирске, преподаватель Кафедры массовых коммуникаций отделения журналистики Гуманитарного института НГУ


«В дипломе нет графы с оценкой за предмет „уметь выбирать друзей", но он – один из самых главных в НГУ»


В 2004 г. с отличием окончил Новосибирский государственный университет, Гуманитарный факультет, отделение «История». Диплом на тему «Консервативный поворот на юге ГДР в 1990г. на примере Федеральной земли Саксония»
Читать полный отзыв
Павел Головкин, '03
Кинорежиссер, журналист, художник, основатель киностудии Aalwe

«Гумфак дал ощущение тепла, которое греет до сих пор»

Награжден медалью Министерства образования РФ как молодой ученый. После НГУ работал на новосибирском ТВ. Автор серии интеллектуальных интервью с такими известными фигурами, как лауреат Филдсовской премии математик Ефим Зельманов, польский кинорежиссер Кшиштоф Занусси, итальянский оперный режиссер Андреа Андерман и другие.
Читать полный отзыв
Катерина Черепанова, '16

«После окончания ГФ нет никаких шансов мыслить узко и примитивно»

Когда я поступала в университет, я не отдавала себе отчет в том, куда на самом деле я иду: меня просто интересовал Академгородок как некий феномен Новосибирска. В итоге было выбрано направление «История», так как я услышала, что здесь дается возможность не только благодарно слушать то, что тебе говорят, но и спорить – разумеется, аргументированно.

Читать полный отзыв
Виктория Буго, '14
Ведущий редактор отдела рекламы и связей с общественностью театра «Глобус»


«Историк – это не состояние души, а состояние ума»


Уже в старших классах я знала, что хочу работать в сфере культуры. Вопросов с выбором университета не было – только НГУ. У меня не было четкого видения себя в профессии, но было понимание того, что я хочу получить для работы в выбранной мной сфере.

Читать полный отзыв
Валентин Портных, '08
Кандидат исторических наук, ассистент кафедры всеобщей истории Гуманитарного института НГУ


«Обучение на гуманитарном факультете было одной из очень интересных страниц моей жизни».

Обучался в совместной русско-французской аспирантуре. Присвоены степени кандидата исторических наук и степень доктора истории «западного образца». На данный момент продолжает исследования в области истории крестовых походов.

Читать полный отзыв

Анастасия Петриленко, '17

Я не устаю восхищаться своей специальностью»


Я поступила в НГУ на Гуманитарный факультет по направлению «История» в 2011 году и окончила его в 2015 году с красным дипломом. Сегодня размышляю над теми вопросами, над которыми со временем перестаешь задумываться, но которые имеют колоссальное значение: «Что такое история?», «Какой главный вопрос истории» и вообще «Зачем нам изучать прошлое, то, чего сейчас уже нет? Есть ли в этом смысл? Или это пустая трата времени?» – и не устаю восхищаться своей специальностью.

Читать полный отзыв

Леонид Трофимов, '94
Старший преподаватель истории, университет Бентли, США

«Мне нигде не приходилось больше сталкиваться с таким богатым соцветием интересных и ярких людей»


Чем запомнился университет? Да всем! Самое важное – общение и друзья. Это даже важнее учёбы. Хотя пусть это остается секретом, который каждый открывает для себя.

Читать полный отзыв
Сергей Куликов, '82
Доцент кафедры всеобщей истории Гуманитарного института НГУ

«Зубрить историю невозможно, ее нужно понимать»


Базовым остается высокий уровень преподавания на факультете, и это самое главное. Пусть меняется все что угодно, но остается то, что делает наш факультет очень приличным компонентом общеуниверситетской системы образования.

Читать полный отзыв
Максим Котляров, '06
Кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и истории журналистики НГУ, заместитель начальника аналитического отдела информационно-аналитического управления администрации губернатора и правительства Новосибирской области


Я учился на историческом отделении гуманитарного факультета НГУ. Это было интересно и полезно. Историческое образование в нашем университете – фундаментальное, нацеленное на подготовку ученых-исследователей, и одновременно оно дает знания и навыки для практической деятельности.

Читать полный отзыв
Сергей Козлов, '93
Декан факультета политики и международных отношений Сибирского института управления

«Всему, что я умею в жизни, научил меня гуманитарный факультет»


Всё началось с того, что я, как и все мальчики, в детстве играл в солдатиков. И увлекательная игра в солдатиков – бумажных, пластилиновых, оловянных – в конечном итоге подтолкнула меня к тому, чтобы узнать: а как всё было на самом деле?

Читать полный отзыв
Владимир Шишкин, '70
Доктор исторических наук, профессор

«История неисчерпаема, в ней можно найти совершенно фантастические вещи»


На нашем факультете работает очень сильный корпус выдающихся преподавателей, которые к тому же обеспечивают теснейшую связь между факультетом и историческим отделением РАН. Благодаря этой связи студенты получают самые актуальные знания и втягиваются в исследовательский процесс.

Читать полный отзыв