Принципы, на которых построено обучение на отделении социологии.
Системность. Учебные дисциплины знакомят студентов с основными направлениями социологии и закладывают базовые исследовательские навыки по сбору, обработке, анализу и интерпретации социологических данных.
Последовательная конкретизация социологического знания. Если на первом-втором курсах в учебном плане много предметов из гуманитарного, экономического, естественнонаучного циклов, то на третьем-четвертом курсах преобладают предметы профессионального (социологического) цикла. Обучение начинается с введения в социологию, на втором курсе студенты изучают методологию и методику социологического исследования, математический анализ социологических данных. На третьем курсе более подробно знакомятся с историей социологии и современными социологическими теориями. Постепенно к этим базовым дисциплинам добавляются «отраслевые» социологические предметы: социальная стратификация, социология общественного мнения, социология организаций, социология семьи и другие.
Сочетание теоретической и практической подготовки. В реализации этого принципа есть три момента. Во-первых, написание курсовых работ направлено на последовательное практическое усвоение навыков, полученных на каждом году обучения. Во-вторых, в учебный план включены практики студентов – летние и в течение учебного года. В-третьих, большинство преподавателей работают на кафедре общей социологии как совместители. Сферы их основной занятости – наука, государственное управление, бизнес, то есть к преподаванию привлекаются специалисты с реальными практическими навыками исследователей, аналитиков и т.п.
Открытость образовательных траекторий. Уровневая система высшего образования позволяет реализовать индивидуальные образовательные траектории: получив базовое образование в бакалавриате, студент при желании может продолжить обучение в магистратуре того же или другого направления (после конкурсных испытаний). Кроме того, современные образовательные стандарты позволяют вузам включать в учебный план дисциплины по своему усмотрению (вариативная часть). Поэтому вузы гибко и оперативно реагируют на актуальные изменения в социальной жизни и потребности локального рынка труда. На всех ступенях обучения студентам предлагают несколько курсов по выбору. Так что каждый студент может сформировать уникальное сочетание полученных знаний и навыков.
Курсовые работы направлены на развитие у студентов навыков проведения самостоятельного исследования. Конечный результат курсовой первого года обучения – научный реферат; второго – программа социологического исследования; третьего – исследование, опирающееся на вторичный анализ данных, с использованием пакетов обработки данных (SPSS, VAAL). Студенты работают только с «реальными» массивами данных социологических исследований, предоставленных научными руководителями или полученных по запросу из Единого архива социологических данных.
Все курсовые работы защищаются публично в конце учебного года перед одногруппниками и комиссией из преподавателей кафедры. С результатами, полученными при подготовке курсовых работ, студенты выступают на научных студенческих конференциях.